воскресенье, 6 сентября 2009 г.

Auf der Repeerbahn nachts um halb Zwei/Times Square (2006)


Auf der Repeerbahn nachts um halb Zwei/Times Square (2006) Настолко возвращается из летнего отпуска с неизвестной игрой маэстро Книзиа – удачной, но не оцененной по достоинству попыткой создания взрослой настолки для двух игроков. Громоздкое название и стилизация под тридцатые пришлись не ко двору: производство вышедшей всего пару лет назад игры уже прекращено. В этом обзоре мы говорим игре последнее "прости" от имени игрового мира.

Автор. После публикации на сайте Игроведа статьи о Крисе Бурме, на нас обрушились с критикой – мол, мы ни за что, ни про что оскорбили Райнера Книзиа. Ерунда! На самом деле у нас и мысли не было оскорблять мэтра, тем более ставить под сомнение его статус. По количеству выпущенных игр, собранных регалий и репутации в своей области доктор Книзиа может считаться самым значительным автором игр в мире. Этот сосед британской королевы – трудоголик и сноб, любимец фортуны, добивавшийся успеха во всех своих начинаниях – очень высоко поднял интеллектуальную планку настолок новой эпохи. И пусть "Репербан" в его карьере лишь эпизод, почерк мастера ощущается и здесь.

Оформление. Игра вышла в знаменитой серии "Spiele für Zwei" ("Игры для двоих") издательства Kosmos, берущей свое начало еще с "Колонизаторов для двух игроков". Вся серия выходит в компактных квадратных коробках, очень удобна в поездках и обычно гарантирует приятный вечер вдвоем. В серии выходили как признанные шедевры ("Babel"), так и игры так себе. "Репербан" по качеству и оформлению принадлежит к лучшим играм серии – это не подлежит сомнению.

Надо сказать, что вся серия Космоса настолько мила и хороша, что тянет собрать ее всю – дело в 2009 году практически невозможное. Некоторые игры сняты с производства еще в прошлом веке, и необходимо долго караулить их в Ebay, да еще, возможно, переплачивать за редкий товар. Некоторые переиздаются и спустя десять лет после выхода. "Репербан" появился тогда, когда в Космосе осознали, что основным потребителем серии являются семейные/любовные пары на отдыхе, и решили поставлять им игры с более подходящей темой, нежели зайчики и рыцари. Судя по "Репербану", из этой затеи ничего не вышло.

На русский язык название игры переводится как "На Репербане в пол-второго ночи". Репербан – гамбургский увеселительный квартал. Кабачки, красотки, любовь за деньги. В пятидесятых в Германии появился знаменитый фильм "На Репербане в пол-первого ночи", сюжет которого можно даже не пересказывать. Несмотря на кинематографические аллюзии из пятидесятых, оформлена игра в стиле двадцатых или тридцатых годов и выглядит вполне стильно. Особенно хороши деревянные фигурки героев – большие, разноцветные, отлично держащиеся на ногах. Еще имеется длинное игровое поле – улица с 17 делениями, с двух сторон упирающаяся в принадлежащие игрокам кабачки. И – будто мы не знаем Книзиа – карты разных цветов с цифрами. Оформление заслуживает самых лестных слов – хотя оно, видимо, отпугнуло немало потенциальных покупателей. При взгляде на коробку не возникает ощущение, что перед нами хорошая стратегическая игра. Скорее уж рекламная псевдонастолка, сувенир или какой-нибудь алкогольный трэш. Но тут виновата не игра и ее оформители, а, скажем так, консервативный характер рынка.

Описание. На Репербане ночью не протолкнуться. На небольшом участке улицы встречаются миллионерша Брили-Лили (брильянтовая Лили), сопровождаемая двумя телохранителями, рубаха-парень с гармошкой Ганс-Блондин и шикарная девочка Красная Лола. Кроме того, в тени прячется отделенный от остальных персонажей толстяк и тоже миллионер Шампус-Чарли, фигурка которого сделана в форме бутылки шампанского.

Игроки выступают в роли владельцев кабачков по обе стороны улицы. Их задачей является завлечь в свое заведение Брили-Лили или Шампуса-Чарли. Другие персонажи служат лишь приманкой (Ганс и Лола) либо накладывают ограничения на передвижения фигур (телохранители).

Фигурки персонажей расставляются в середине поля. Игрокам раздается по восемь карт с помощью которых осуществляется движение героев. Цифра на карте обозначает количество клеток, которые персонаж может преодолеть, цвет карты – персонажа, к которому карта относится.

В свой ход игрок может.

1) использовать сколько угодно карт, двигая героев
либо
2) поменять сколько угодно карт из своих восьми на карты, лежащие в колоде
либо
3) использовать особое свойство Ганса-Блондина

После своего хода игрок передвигает Шампуса-Чарли и в случае необходимости дополняет количество карт в своих руках до восьми. Затем ход переходит к другому игроку.

Свойства персонажей:

Брили-Лили должна в любой момент времени быть окружена телохранителями, то есть, не может находиться с ними на одной клетке.

Карты управления Лолой могут быть использованы как джокер – для любой другой фигуры. Условие: Лола должна находиться ближе к кабачку игрока, нежели Брили-Лили.

Вместо своего хода игрок может переместить на ту клетку, на которой стоит Блондин-Ганс любого героя кроме Лолы.

Шампус-Чарли передвигается самостоятельно после завершения хода - на столько клеток, сколько героев уже находятся в кабачке игрока плюс на одну клетку, если Брили-Лили и ее телохранители находятся на половине поля игрока.

Если победитель не выявился, к моменту, когда колоду приходится мешать в третий раз, игра заканчивается досрочно. Победителем объявляется тот, на чьей стороне поля в данный момент находится Брили-Лили.

Популярность. Умеренно положительная критика – ни шумного успеха, ни откровенного провала. Игре не удалось найти свою аудиторию, и она стремительно покинула программу издательства Космос. Сейчас распродаются остатки.




Настолко-рейтинг.


Прежде всего трудно отделаться от мысли, что Райнер Книзиа готовил прототип легкой карточной войнушки, нечто вроде дуэли на мосту Гэндальфа и Барлога. На эту мысль наводят хаотичные перемещения фигур по полю – сначала игрок двигает их в одну сторону, потом соперник двигает в другую. Своеобразное "перетягивание каната" – сюда бы еще кубик, и можно воевать. Однако в итоге тема оказалась иной – хоть и жизненной (шикарная дама и плейбой-блондин тратят свою молодость на то, чтобы затащить в кабак чету подвыпивших миллионеров), но несколько абстрактной. То есть, не "по-книзиевски" абстрактной – сравнивая эту игру с иными настолками маэстро, эта кажется живой, как цветной кинофильм. Но все же. Это не недостаток игры, это Книзиа.

Сразу о плохом: если дать эту игру на оценку "профессиональным любителям" настолок, половина вернет ее назад с вердиктом "слишком силен элемент случайности", а вторая половина заявит о "необоснованном преимуществе первого хода". Отчасти эти упреки справедливы, но "Репербан" и не создавался для геймеров. Вопрос лишь в том, можно ли тут управлять игровым процессом, и Настолко говорит – да. Хотите доказательств? Из семи партий пишущий эти строки проиграл все семь – и это с чередованием первого хода. Случайностью это не объяснишь. Естественно, часто выходит, что карты на руках диктуют способ их применения – ты тупо двигаешь фигуры в свою сторону. Стопроцентного напряжения и стопроцентной концентрации тут нет – не для этого игра создавалась. Таки не "Агрикола". Но при этом стратегический элемент игры выражен тут лаконично, элегантно и изящно.

Закончим мы на хорошем: у игры два больших плюса. Первый: после 15-20 минут игрового времени очень хочется тут же сыграть еще. Говоря корявым языком, у игры отличная реиграбельность. Второй: со временем играть в "Репербан" становится только интересней, так как становятся ясны скрытые возможности персонажей.

Вывод: Книзиа придумал отличную игру, не замеченную теми, ради кого создавалась.


Для кого? Отличная легкая стратегия. Идеально для парочек. Кроме того, эта настолка способна реабилитировать Райнера Книзиа в глазах тех, кому надоели его сухие математические игрульки. Думаем, "Репербан" вполне способен заинтересовать людей далеких от настольных игр.
Сколько игроков? 2.

5 комментариев:

  1. Цитата: "Вопрос лишь в том, можно ли тут управлять игровым процессом, и Настолко говорит – да. Хотите доказательств? Из семи партий пишущий эти строки проиграл все семь – и это с чередованием первого хода. Случайностью это не объяснишь."

    Э-э-э.. Я не совсем понимаю как Ваш пример доказывает что игровой процесс управляем. Не хватает характеристик игроков. Если Ваш соперник сильнее в подобных играх, то да, доказывает. В противном случае всё наоборот.

    Спасибо за обзор, похоже игрушка как раз понравилась бы моей девушке.

    ОтветитьУдалить
  2. Мы рассматривали этот процесс математически. Соотношение побед и поражений в результатах серии игр, управляемых случайностью, стремится к 50:50 - это как подбрасывание монетки. Соотношение 7:0, конечно, может встретиться и в игре, зависимой от случайности, но вернее предположить тут то, что соперник лучше разобрался в тактических возможностях игры. Как оно и было. :)

    ОтветитьУдалить
  3. да, подобный вопрос у меня с коллегами возникал и при партиях в En Garde, другой книциевской игры на двоих...тот факт, что один постоянно выигрывал, указывает таки, что думать полезно =)

    ОтветитьУдалить
  4. Mazz_O, а откуда вы откопали такую древность и редкость (En Garde)? Я ее и в продаже не видел и не слышал ничего до вашего комментария.

    ОтветитьУдалить
  5. эту древность очень легко изготовить самому, что я и сделал. очень давно использую сие творение в поездках.

    ОтветитьУдалить