
Автор. Штефан Фельд - не первый и не последний школьный учитель среди авторов настольных игр. Кажется, таких учителей, рождающих идеи для настолок, хватило бы, чтобы организовать целую школу. Интересный, кстати, был бы проект. Однако что можно сказать о Штефане? Уже его первая работа - "Revolte in Rom"/"Roma" стала большим успехом. В этой игре он, кстати, еще до появления "Stone Age" и "Yspahan" доказал, что кубики уместны и в серьезных стратегических играх, а не только в войнушках и детских играх. Потом сотрудничество с "alea" и, наконец, недавно его пригласил сам гигант "Ravensburger" сделать игру по мотивам романа Умберто Эко "Имя Розы". Игру Штефан смастерил, но большим хитом она пока не стала и вряд ли станет. А вот "Notre Dame" стала, пожалуй, самой известной его игрой и доползла до 56-го места в рейтинге BGG.
Оформление. Что такое "alea"? Это небольшое издательство, отпочковавшееся от "Ravensburger" и созданное на волне успеха серьезных настольных игр. За десять лет своего существования игры "alea" стали эталоном серьезных игр. Судите сами: 1999: "Ra" (Knizia), 2000: "Tadsch Machal" (Knizia), 2002: "Puerto Rico". Игры "alea" нумерируются, и "Notre Dame" выпущен под номером 11. Существенным тут является то, что "alea" очень серьезно относится к оформлению и дизайну своих игр, так что название фирмы по сути является знаком качества. И мы не были обмануты: оформление и дизайн игры мы признаем удавшимся. Определение, которое тут приходит на ум - элегантно. В то же время нельзя сказать, что художник Харальд Лизке превзошел себя - нам куда больше симпатичны оформленные им "Justinian" или "Wie verhext"/"Witch's Brew". Кое-кто не любит пастельных тонов - выглядит разборное поле (5 частей) немного бледновато, но, никуда не денешься, изысканно. Способ составления разборного плана, образующий при игре впятером что-то вроде снежинки, мы вообще считаем большой дизайнерской удачей и одной из "изюминок" игры. Количество материала по нынешним временам не поражает, но выполняет свою функцию: 5 районов Парижа в качестве разборного поля, около 60 карт, около 80 деревянных кубиков/фигурок, деньги, очки тоже в форме монеток (разборный план вынудил отказаться от ленты подсчета очков, идущей вокруг игрового поля).
Небольшое замечание: судя по всему, "alea" перешло на интернационализацию своих игр. Для того, чтобы игра с успехом продавалась по всему миру из нее абсолютно исчезли надписи. Логично было бы хотя бы на картах подписать каждое здание - "Банк" это или "Госпиталь", а также персонажей - невозможно запомнить, как их всех зовут, не будешь же каждый раз сверяться в правилах. Однако, видимо, за такой стратегией будущее - игры по всему миру будут продаваться одинаковые, без надписей, лишь в коробки будут класть правила на соответствующем языке.
деньги - необходимы для того, чтобы подкупать персонажей и покупать очки в соборе Нотр-Дам.
очки - необходимы для победы.
кубики - необходимы для того, чтобы активировать то или иное здание, это основной элемент управления игрой.
крысы - с помощью парка, госпиталя и подкупа определенных персонажей необходимо регулировать уровень крыс, иначе это гразит штрафными санкциями - потерей очков и кубика с одного из зданий.
Что за картина открывается перед нами? Игроки копошатся в своем районе, изредка выбираясь оттуда с помощью карет. При этом район у них трещит по всем швам - не хватает денег, кубиков, ресурсов на собирание очков практически не остается, плюс ко всему крысы висят над каждым дамокловым мечом. После девятого раунда мучения прекращаются, и тот, кому удалось насобирать больше всего очков, становится победителем.
Популярность. Второе место в "Немецкой игровой премии" за 2007 год. Это очень солидный результат, поскольку, как уже говорилось, лауреатов премии выбирают сами любители настольных игр. Игра настолько удалась, что автор решил развить основные ее идеи в следующей игре "Im Jahr des Drachen"/"In the Year of Dragon", которая оказалась чуть менее коммерчески успешна, но по механике как минимум не хуже "Notre Dame".
Настолко-рейтинг.

Игра у Штефана Фельда получилась без всякого сомнения хорошая. Идея с крысами, дополнительным мешающим и отвлекающим фактором, вышла на заглядение и очень интересно, каким образом автор развил эту тему в "Im Jahr des Drachen"/"In the Year of Dragon" (к сожалению, у нас не было возможности в нее поиграть) - там роль крыс исполняют природные катастрофы. Вместе с тем всего 9 стратегических решений за всю игру - это для уровня "alea" маловато. Есть некоторые претензии к соответствию теме - парижская тема была "насажена" на голый механизм, в чем признается и сам автор. К тому же игра противопоказана перфекционистам - что-то в районе обязательно выйдет из-под контроля, к концу игры крысы практически у всех игроков выбираются из допустимых пределов. Странно вести речь о победе, когда район полон крыс, кончились деньги и нет кубиков. То, что игрок вынужден лавировать не между двумя факторами, как в "Sankt Petersburg", а между четырьмя (деньги/очки/кубики/крысы) и может подсчитать какие карты вышли, а какие нет делает игру без сомнения более вариативной. Но возможностей повлиять на ситуацию у игрока всего ничего - как я уже говорил, одно важное решение в раунд (и то, выбор одной карты из трех).
Для кого. На самом деле игра несложная. Думаю, она подойдет и детям и людям, только знакомящимся с настольными играми (правда, в этом случае необходимо, чтобы правила объяснили, их чтения будет явно недостаточно). В то же время для того, чтобы ей наслаждаться нужно обладать определенными чертами характера - интересом к преодолению неприятностей и желанием в следующий раз все сделать лучше.