среда, 18 марта 2009 г.

О первом блине замолвите слово

На немецком рынке появилась первая настолка от российского производителя – «Heroes of the World» от «Звезды» ака «Sirius». Хороший повод нарушить собственные правила писать исключительно обзоры и высказать пару мыслей по этому поводу.

Давайте попробуем оценить масштаб явления. Прежде чем пуститься в голословные рассуждения, неплохо бы иметь на руках какие-то факты. С них и начнем, – причем с фактов достаточно радостных, – настолку в Германии заметили. Это, кстати, далеко не само собой разумеющееся дело. Могли и полностью проигнорировать, - кое-какие причины, как мы дальше увидим, для этого имелись. Однако кто-то купил, кто-то поиграл, кто-то даже написал отзыв (на данный момент в немецком интернете их четыре). И что пишут? – да это не так важно, главное, что не вышло провала. Покупатели не отправляют гневных писем в Россию, а один автор обзора так даже, расчувствовавшись, решил подарить эту игру своим престарелым родителям, решив, что по уровню сложности она им будет в самый раз. Потом аккуратно дописал, что все же не подарил – немцы удивительно педантичны.

Итак, довольно скоро немецкая игровая общественность раскусила, что «Heroes of the World» представляет собой прилично сделанный середнячок, подходящий для семейных кругов – так, ничего особенного. Не войнушка. То, что на немецком очень удобно называется «Mehrheitenspiel» - и почти не переводится на другие языки. Что-то вроде «игра, механика которой основана на создании численного превосходства в разных областях игрового поля». «Area control game», если выразиться на языке Шекспира. Что-то вроде промелькнувшей около года назад игры «Deukalion», на которую возлагались большие надежды, - ныне же она благополучно ушла в небытие, так как среднего уровня сегодня уже явно недостаточно. Почему же немцы с грехом пополам, но покупают наших «Героев»?


Не смешно, зато про войну


На этот вопрос есть по крайней мере два ответа. Первый кроется в невольном обмане наивной немецкой публики. Видите ли, у нас тут не выпускают игр с «солдатиками» - а если что-то и выходит, то по лицензии из Америки. По историческим и этическим причинам выпуск всевозможных войнушек тут не практикуется – а спрос, что ни говори, существует. Так что игра с военными миниатюрами на немецком языке явно привлекает к себе какое-то внимание. Плюс к этому – то, что приходит к нам из США, имеет как правило неплохое качество, так как американцы последние полвека только тем и занимались, что развивали всякие там «Риски» и «Мяумуры 44». В общем, инстинкт подсказывает немцу – увидел солдатиков, хватай, позже разберемся.

А еще этому хватательному рефлексу способствует цена, поскольку 22-26 евро (за столько у нас нынче продают «Героев») – цена за такой объем и качество материала по нынешним временам крайне маленькая. Грубо говоря, «Heroes» оказались в дешевом ценовом сегменте, производя впечатление евро на 10 дороже – и это игра, ввозимая бог знает откуда. Не знаю, как там «Звезда» вышла на эту цену, но предполагаю, что на «Героях» она в Европе миллионов не заработает. Надеюсь, что она торгует ей не себе в убыток. С другой стороны, за 35 евро ее бы после первого критического обзора вообще вряд ли бы кто купил. Такая вот вилка.

Я Пастернака не читал

С одной стороны, ежели «Звезда» возит в Европу настолки, а я пишу об этом в малочитаемом блоге, то не мне их учить бизнесу. С другой стороны, если глава компании, ездивший в Эссен представлять «Героев», не моргнув голубым глазом, признается, что сам не сыграл в нее ни одной партии – это, извините, как понимать? (источник – интервью в «Стране Игр») Насколько я понял, с игрой директор «Звезды» познакомился как раз в Эссене. Оно, конечно, лучше поздно, чем никогда. Но, простите, по каким критериям принималось решение о ее производстве? То, что солдатиков можно наделать красивых? Откуда откопали этого автора-француза, если за минуту поиска в интернете можно было понять, что ничего приличного он в жизни не придумал? Эти вопросы лежат за гранью моего понимания.

Поймите меня правильно, у любого приличного автора игр имеется несколько десятков нереализованных идей разной степени готовности, которые никогда не увидят свет – объем продукции издательств изначально ограничен. Раз уж решили нанять европейца, так можно было найти и поприличнее – раз у издательства нет имени и репутации, как раз имя разработчика и будет являться гарантией качества. Тот же Уве Розенберг – автор «Бонанзы» и «Агриколы» - неужто отказался бы? Он, кстати, оценил «Героев» в 8 пунктов из 10 на BGG, – как я с удивлением обнаружил, – отличный парень без предрассудков. Ну хоть бы взяли итальянцев – они, бедные, мыкаются по немецким издательствам, так как в Италии ситуация с настолками не сахар. Вот Лео Коловини. Да сам Бруно Файдутти, наверное, порылся бы по сусекам ради такого случая. Почему этот неизвестный француз? Ничего не имею против него лично, но, кажется, тут кроется какой-то логический парадокс напополам с упущенной возможностью.

В Прагу не только за пивом

Начав критиковать, остановиться довольно трудно. А мы и не будем. На самом деле понятно, почему «Звезда» покусилась на европейский рынок – раз побывав в Эссене, кажется, что настольные игры – этакий Клондайк. Настольная игра почти не подвержена дубликации – из интернета ее не скачаешь без существенной потери качества, да и трудов много, а игры онлайн являются лишь запасным вариантом. Понятно и то, что лучше продаются игры несложные, семейные – геймеров в Германии наберется тысяч может 50, а играть любит каждый ребенок. Однако все не так просто. Дело в том, что там, где «Звезда» может продавать своих «Героев», тусуются геймеры – и им «Герои» не нужны (разве что подарить больным болезнью Альцгеймера родителям). А там, где игра могла бы продаваться довольно успешно – в игровых отделах крупных супермаркетов – «Звезду» просто не пустят, ибо там уже все поделено гигантами вроде Kosmos и Ravensburger. К геймерам же приходить со средней игрой бессмысленно – они и хорошие не все покупают, - вот и получается, что до потенциального покупателя как до Луны. Обидно.

Тупик? Отнюдь. Глянем на наших бывших братьев-славян, а ныне геополитических противник
ов чехов. Чехи, оказавшиеся в ситуации вроде «Звезды», сумели завоевать себе нишу абсолютно оригинальных отличных игр – без всякой помощи подозрительных французов. Да, у них появился гениальный автор – Владимир Хватил – но кто сказал, что в России такого нет? Вообще убеждение в том, что если взять европейского автора и европейского дизайнера, заплатить им, и получится профит – в корне неверно – и пример «Героев» говорит нам об этом. Для этого надо еще много чего сделать – знать рынок и трезво оценивать свои шансы. Ну, еще можно сыграть разок в игру до того, как ее издать – так, на всякий случай. Возможно, корень успеха кроется не в попытке следовать европейским стандартам, а в отказе от них. В российской игровой индустрии сейчас полный шалтай-болтай, но уж талантов там хватает, и «Звезда», поддерживая игровые клубы, имеет все возможности хотя бы объявить конкурс. Ибо, позиционируя первую настолку на европейском рынке как «русский продукт», можно значительно сильнее привлечь публику, нежели выпуская очередную настолку «европейского уровня» - от которых на рынке уже наблюдается некоторая усталость.

Вот несколько игр, выпущенных в последние годы «Czech Games» (в скобках указан рейтинг на БГГ):

Through the Ages (5)
Galaxy Trucker (40)
Space Alert (85)


Результат налицо! Ловить на европейском (и американском) рынке есть что – но не так, как это сделала «Звезда».

Не продается вдохновенье, настолку тоже фиг продашь


На самом деле единственная претензия к «Звезде» сводится у меня к простому факту - компания выпустила на европейский рынок не шедевр. Это трудно пережить, но мы справимся – главное, что это вообще произошло. Если же поднять заплаканные глаза на «Звезду», окажется, что это довольно интересная фирма, выпускающая разнообразную продукцию. Тут и варгеймы, и сборные модели – которые, как я понял, успешно продаются в Европе – и, внимание, игровой ширпотреб, выпускаемый в привязку к каким-нибудь раскрученным брендам вроде «Пиратов Карибского моря». В Германии это явление тоже широко распространено. Главное тут не качество, а скорострельность – в аккурат к выпуску/пику популярности фильма/сериала – выпустить красивенькую коробку. Шедевра никто не ожидает, – надо побыстрее продать продукт на волне успеха бренда, – через год настолка уже будет никому не нужна. Так вот, даже когда издатели приглашали для «брендовой» игры маститых авторов вроде Райнера Книзии, настолка выходила все равно хиленькая. Это закон, и ничего тут не поделаешь – по заказу и книги пишутся хреновые.

Понятно, что «брендовый ширпотреб», несмотря на его качество, по уровню продаж в определенный период времени может в разы опережать самые лучшие «геймерские» настолки. Но и тут необходимо мух отделять от котлет – есть ли понимание того факта, что настоящие настольные игры – это нечто другое? Если это не попадание в десятку вроде «Колонизаторов», то качественные настолки понемногу продаются на протяжении пяти-шести лет, причем уровень спроса на них остается относительно стабилен (и сравнительно невысок). Сверхприбылей тут не выйдет, а важнейшим фактором является длинное дыхание.

Если «брендовый ширпотреб» и «настолки для Европы» выпускаются одной фирмой, надо разграничить отделы бетонной стеной с колючей проволокой, ибо тут действуют иные законы. Самая качественная настолка будет продаваться с большим трудом, тогда как какая-нибудь «Муси-пуси» с симпатичной мордочкой и механикой, которую придумал орангутанг, может разойтись по стране миллионным тиражом за один месяц. Но другого выхода нет – без каналов распространения «Звезда» может рассчитывать в Европе лишь на геймеров, которые не жалеют сил на поиск в интернете качественного и оригинального продукта, причем на название издательства им наплевать. А «Герои» получились привлекательными только для той части геймеров, которые предпочитают игры полегче – их же совсем немного, да и они не слишком довольны, судя по рейтингу BGG. Чехи тоже были бы не прочь завалить европейский рынок настолками «для всех», но, тем не менее, вынуждены работать с геймерами – и добились впечатляющих успехов. Иных вариантов у «Звезды» нет – или она бросит свои европейские амбиции, или даст взятку, чтобы в каждом европейском супермаркете продавались «Герои», или обратит внимание на нужды геймеров. Остается лишь выразить надежду, что «Герои» - не пиар-акция, а первый шаг на долгом пути, успешность которого можно будет оценить лишь в зависимости от того, куда этот путь приведет.

10 комментариев:

  1. Пробовать то что продаешь - это вы правильно подметили. Руководство "Звезды" очень далеко от игроманов и возможно даже от работников и авторов. Поэтому и кавардак такой. Больше такой подход похож на Советские времена, когда брали такие же компоненты создания игры, как и у конкурентов, и делали с этим невесть что, но чтобы было и точка...

    Но окромя этой игры на импорт нам то и гордиться то в общем и нечем (для внутреннего пользования есть хорошие провернные лично игры, авторы тоже есть, и даже, поговаривают, разработки ....).

    ОтветитьУдалить
  2. Mazz_O, я думаю, в ближайшие пару лет что-то интересное из России в Европе появится - в потенциале я не сомневаюсь.

    Кстати! В Германии орудует некто Михаил Антонов, автор замечательной "Karibik" (у нас есть, с удовольствием играем) и крутой абстрактной настолки "Conhex".

    ОтветитьУдалить
  3. А кстати у вас есть список имеющихся у вас игр (например на BGG)?

    ОтветитьУдалить
  4. Mazz_O,
    нет, поскольку не могу пока придумать списку практического применения. Всего в коллекции около 110-120 игр. Если нужен обзор какой-нибудь конкретной игры, обращайтесь - возможно, она у меня имеется, и мы опишем ее вне очереди.

    ОтветитьУдалить
  5. 120 игр...как же вы успеваете во все играть? =) это уже коллекционирование получается.

    Лично я люблю хорошие семейные игры (Stone Age, Catan, Blue Moon city), но про это я знаю...А вот узнать хотелось бы наверное (навскидку конечное, но еще подумаю) про Кайлюс,Кайлюс Магна карта, Крокинол, roads & boats.

    ОтветитьУдалить
  6. Mazz_O, да, получается, что коллекционирование, поскольку во все переиграть (пока) не получалось физически - но нас все устраивает :)

    Следующий обзор будет о Доминионе, после него Кайлюс (сразу могу сказать, что это прекрасная игра). Потом, скорее всего, Babel Уве Розенберга. Roads&Boats никогда не была издана в Германии, а о Крокиноле впервые слышу.

    ОтветитьУдалить
  7. Крокинол
    http://www.boardgamegeek.com/boardgame/521

    Буду ждать тогда 3 обзора, а потом снова поговорим на эту тему... И кстати пожелание - я не заметил писали ли про этот факт, но если будет возможность то уточните как та или иная игра играется разным количеством заявленных игроков (вдвоём, втроем....и тд). Мне это очень важно при выборе игр в коллекцию.

    ОтветитьУдалить
  8. Mazz_O,
    о, ну в настолках 19 века я не шибко грамотен :)
    однако спасибо за идею - терерь добавим в обзоры дополнительную рубрику "Оптимальное число игроков"!

    ОтветитьУдалить