среда, 1 апреля 2009 г.

CAYLUS / КАЙЛЮС


Caylus (2005) - это взрослая, интеллектуальная и чрезвычайно азартная игра, послужившая родоначальником целого направления настолок. Никаких карт, никаких кубиков, никакого элемента случайности - зато есть петляющая дорога, рабочие, инспектор-взяточник и задача построить дворец. Вы слышали утверждение, что оригинал всегда лучше последующих копий? Так вот, Caylus - оригинал.

Автор. Вильям Аттиа, парижанин, разработчик программного обеспечения. В 2005 году он купил билет Париж-Эссен, появился на ярмарке с "Кайлюсом" в руках, вызвал там фурор, купил обратный билет и уехал. С тех пор от него ни слуху, ни духу - разве что двумя годами позже появилась карточная версия "Кайлюса" - надо было завершить начатое. В общем, это его первая и на сегодняшний день единственная игра. Вполне возможно, что больше ничего никогда и не появится. Однако не стоит думать, что она появилась из воздуха - в прошлом обзоре касательно "Доминиона" мы обращали внимание на отсутствие у его автора-американца школы.Этого недостатка Вильям лишен - этот француз изготовил одну из самых интересных немецких игр нового тысячелетия, лежащую в и продолжающую традицию европейской школы настолок. Прежде всего, тут чувствуется рука Книзии, а если быть точным - "Amun-Re", чего сам Вильям и не отрицает. В "Кайлюсе", как мы уже договорились, элемента случайности нет, пожалуй, нет его и в жизни - только вот при рождении нам не раздали правила игры - но как тут быть, когда дебют неизвестного француза и всего только вторая игра крохотного и бедного французского (!) издательства становится культовой на абсолютно чужом поле. Жить все-таки интересно.

Оформление. В наших руках второе (и последнее на данный момент) издание игры, в котором были исправлены некоторые недостатки первого издания. Тем не менее, оформление - как бы выразиться помягче - можно критиковать. Прежде всего, все игры издательства Ystari обладают не только непременным сочетанием букв Y и S в названии, но еще и довольно своеобразной цветовой гаммой. Конечно, дизайн - дело вкуса, но игровое поле тут покрыто ядовитым желто-зеленым и выглядит достаточно агрессивно, если не сказать свирепо. В то же время функциональное расположение зон и особенно спускающаяся вниз, от замка, дорога - является несомненное удачей "Кайлюса" (откуда, как вы думаете, растут ноги у поля в "Pillars of the Earth" и "Castle for all Seasons"?) Если принять во внимание, что игра была выпущена на свой страх и риск, никакого успеха не ожидалось, то оформление игры - нормальное, тут нет и следа небрежности, все элементы продуманы и выполняют свою функцию. Однако мы, например, в свое время думали о том, чтобы приобрести делюкс-версию игры (смотрите фотки на BGG), так как она выглядит просто волшебно и больше соответствует качеству игры (отпугнула цена). В общем, по оформлению "Кайлюс" проигрывает своим последователям, но зато выделяется на их фоне - а то иногда сложно даже понять, на "Stone Age" ты смотришь или на "Pillars of the Earth".

Если отвлечься от поля и ядовитых карточек с зданиями, остальное представляет собой приличные и стандартные деревянные компоненты - никакого пластика. Интересно, что деревянные кубики розового цвета, изображающие еду, по цвету точно соответствуют только одному пищевому продукту на планете Земля. Это, естественно, дешевая докторская колбаса российского производства! - ни в африканской саванне, ни в амстердамском кофе-шопе вы такого насыщенно розового больше не встретите. Удивительное прозрение французских игроделов.

Описание. Каждый игрок обладет бригадой из шести рабочих, которых он отправляет в особые здания, дабы эти джамшуты там что-то делали. Игровое поле, как мы уже говорили, представляет собой дорогу, вдоль которой расположены квадратные пустые пространства для карточек зданий. При этом шесть зданий в начале дороги являются постоянными и напечатаны непосредственно на плане, пять же последующих (тоже постоянных) выкладываются перед стартом в случайном порядке. Фишки, изображающие сенешаля и инспектора, выкладываются на здание в конце "обжитого пространства" - дальше начинается место для свободного творчества. В игре присутствуют пять видов ресурсов (сукно, золото, дерево, камень и колбаса). Золото находится на особом положении, оно значительно дороже остальных и необходимо лишь под конец игры. Естественно, есть еще и деньги.

Каждый раунд состоит из семи фаз:

1. Получение двух монет от банка (некоторые здания могут увеличивать доходы в этой фазе).
2. (Главная фаза раунда) - поочередное распределение рабочих по зданиям. За каждого отправленного на работу игрок выплачивает в банк по 1 монете. Если рабочие закончились, нет денег или посылать их больше не выгодно, игрок пасует. Каждый пас увеличивает цену отсылки рабочего для всех остальных игроков. Обычное здание принимает лишь одного рабочего (исключение составляют стойла, в которых определяет очередность хода, и строительство дворца).
3. Свою функцию исполняют шесть постоянных зданий в начале дороги, игроки, отправившие туда рабочих, получают свои дивиденды.
4. Подкуп инспектора - работа происходит только в тех зданиях, которые находятся на одном уровне или за инспектором, неторопливо шагающем по дороге. Его ход за известную плату можно убыстрить или замедлить (а то и повернуть его в другую сторону, лишив конкурента плода усилий рабочего).
5. Активируются все остальные здания вплоть до того, на котором стоит инспектор. Они могут приносить ресурсы, деньги или право возведения новых зданий. Если игрок использует чужое здание, то его владелец получает дополнительные очки.
6. Строительство дворца - только в том случае, если игроки во второй фазе отправляли во дворец рабочих. Построенные элементы дворца приносят очки и расположение короля, выражающееся в деньгах, очках, ресурсах или возможности внеочередной постойки здания.
7. Сенешаль идет вперед - на одну или две клетки, в зависимости от расположения инспектора. Вслед за этим инспектор ставится на клетку сенешаля. Игра заканчивается в то время, когда сенешаль доходит до особой клетки, ознаменующей собой оценку третьей секции дворца, или (что бывает реже) когда третья секция дворца полностью готова. Победителем является тот, кто ведет по очкам.

Популярность. Шумиха вокруг "Кайлюса" ныне утихла, как вообще проходит людская слава, но в свое время игра получила титул "Игры года" (в номинации сложных игр) и 1е место Немецкой игровой премии, определяемой геймерами. В общем, в 2006 году это была самая играемая и обсуждаемая игра в Германии (естественно, в сообществе геймеров). А уже через года вышел "Кайлюс-лайт" - "Pillars of the Earth" - и колесо покатилось дальше. В 2007 году Немецкую игровую премию получили те самые "Pillars", а в 2008 - "Agricola", тоже обязанная своим появлением "Кайлюсу", в чем Уве Розенберг неоднократно признавался. Я думаю, что "Кайлюсу" (от которого ныне все немного устали) предстоит пережить вторую волну популярности, когда утихнет волна ресурсных игр, им и порожденная. Поживем - увидим.


Настолко-рейтинг.


Мы сразу признались, что "Кайлюс" - это взрослая, серьезная и интеллектуальная настолка, в которую можно (и нужно) играть довольно грязно и агрессивно. Игрок ни в коем случае не предоставлен тут самому себе, напротив, он постоянно вертится в сложной системе взаимотношений и вынужден лавировать среди чужих интересов - ему не дают сделать, чего хочется, а он не дает это сделать другим. С другой стороны без использования чужих зданий никак - а это значит, что отношения между игроками тут не так прямолинейны, возможны коалиции и т.д. Да, тут надо думать - думать все время, и так полтора, два, если потребуется, три часа. С другой стороны "Кайлюс" ни коим образом не абстрактен, тут нет математических задач, важнее порядок действий и охват происходящего. Не тот порядок расположения двух зданий (удивительный и красивый стратегический элемент) может похоронить надежду на победу, как и упущенный из виду инспектор, как и невнимание к очередности хода, как и слишком сильное увлечение строительством дворца или полное игнорирование строительства (теоретически выиграть можно, вообще не занимаясь дворцом). Отличная продуманная и какая-то живая ситуация - возникает ощущение преодоления жизненных проблем.

По сути, игра требует только одного - чтобы в нее играли. Жестко, серьезно, по-взрослому - она на это и рассчитана, динамика тут такова, что некогда дух перевести. За семейной настолкой - к "Pillars of the Earth". Расслабиться за партией в "Кайлюс" - ха-ха! Это интеллектуальное удовольствие, а не метод семейной терапии. Если вы сможете уделить ей 20-50-100 вечеров - берите, оно того стоит. Раз в год вытаскивать ее из шкафа не имеет особого смысла.

"Кайлюс" - это полет свободной мысли, далекий от конъюнктуры, мечтаний о премиях, крупных издательств, авторитетов и т.д. Практически все его последователи от этих факторов очевидно более несвободны - такое ощущение, что в "Кайлюсе" как-то больше души, что ли. Это было красиво - "пришел, увидел, победил". А теперь за дело взялись профессионалы и художник Менцель. Если взять три последние премированные Немецкой игровой премией настолки - "Pillars of The Earth" (2007), "Agricola"(2008), "Dominion"(2009), то "Кайлюс" нам как-то ближе всех, хотя в "Доминион" мы играем куда чаще. Может, он еще чего-нибудь придумает, этот француз?


Сколько игроков? Отлично играется на всем диапозоне от двух до пяти игроков. Чем больше игроков, тем больше борьба за ресурсы, тем важнее очередность хода (которая тут управляема), тем, в конечном итоге, жестче игра.

Для кого? Уберите детей от экрана.

31 комментарий:

  1. В этом обзоре действительно чуствуется личное отношение и уважение к игре. У вас все без исключений отличные обзоры, возможно фавориты для русскоязычного населения. Каждый ваш обзор теперь с нетерпением ждут...
    ...и этот обзор я называю лучшим. это моё мнение. Когда игра вызывает чувства, и обзор получается живым...

    ОтветитьУдалить
  2. Mazz_O, большое спасибо! Получить такой отклик - большая честь и большая радость. :) Постараемся ей соответствовать.

    ОтветитьУдалить
  3. Михаил, Хабаровск снова я:)
    Мне тоже понравился обзор, а про игру очень давно слышал и много читал в интернете это мой идеал настольной игры, не подскажете в Россию она возится или прийдётся покупать в иностранном магазине зарубежом(или интернете)?

    ОтветитьУдалить
  4. В Россию эту игру пока никто не завозил и планов тоже не имеет. Заказать игру можно либо в заграничном интернет-магазине, или в российском, который осуществляет заказы "оттуда", например триоминос.ру (Не сочтите за рекламу)

    ОтветитьУдалить
  5. Прекрасный обзор! Насколько я понял, из последователей к Кайлюсу все-таки гораздо ближе Агрикола, чем Пилларс - механика выкладывания новых зданий почти идентична. Меня это настораживает, но попробовать было бы здорово.
    Про кубики еды - супер. :)

    ОтветитьУдалить
  6. Как то в одном из обзоров вы сказали, что читающие могут высказывать свои пожелания по поводу следующих игр для обзора...я подумал. =)

    Если будет возможность, то хотелось бы увидеть ваши обзоры по одной или нескольким из следующих игр:

    Amyitis
    Oregon
    Key Harvest
    Yspahan
    Carcassonne: The City
    To Court the King
    Before the Wind
    Altamira
    Hansa

    Спасибо. =)

    ОтветитьУдалить
  7. alt, во-первых, спасибо! мы играли одну партию в Агриколу и одну партию в Пилларс - было это, правда, довольно давно. Как сейчас вспоминается, Кайлюс сильнее проявляется именно в Пилларсах.

    ОтветитьУдалить
  8. Mazz_O,
    из всего списка у нас имеется лишь Yspahan - обязательно напишем о нем обзор в ближайшее время. Еще, скорее всего, рано или поздно приобретем Amyitis. Остальное из списка окажется у нас только в случае тотальной распродажи, так как игры это - судя по тому, что о них слышно - невыдающиеся. Но все может быть, в любом случае учтем это пожелание. :)

    ОтветитьУдалить
  9. Михаил, Хабаровск

    Кстати точно у Вас в троминосе же можно заказывать:). Только вот в чём проблема я давно ещё хотел заказать игру но я не смог зарегестрироваться на сайте...:))По моему когда я вводил код (против роботов) мне писали что код не верен, вот в этом вроде была проблема, я вводил раз 100=)очень хотел заказать игру:))) и не получилось. Можете как нибудь помочь мне её решить Mazz_O?
    Вот моя почта если она будет необходима Inbox_86@inbox.ru

    Заранее благодарен за ответ.
    С уважением,
    Михаил

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте.А обзор Formula D планируется в будущем в вашем блоге?

    ОтветитьУдалить
  11. здравствуйте, в бижайшем будущем - нет. в то же время у нас в коллекции не хватает хорошей "гоночной игры" - это совершенно незнакомая нам механика. так что чем черт не шутит. с другой стороны Формула D - настолка девяностых, ныне переизданная в привлекательном дизайне, но опять же не выдающаяся. тем не менее считается лучшей среди "гоночных игр". если увлекаетесь гонками - покупка точно не будет напрасной. игра хорошая!

    http://www.brettspiele-report.de/formula-d/
    вот тут можно составить впечатление по фоткам :)

    я думаю, что появление "великой гоночной игры" еще впереди. вот только когда это произойдет - неизвестно.

    Кстати, переиздана была еще одна гоночная настолка 80ых - "Ave Caesar" - и провалилась, механика устарела до крайности.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо,я уже знаю этот ресурс!
    А как Вы определяете степень выдающности?рейтинг bbg?
    Те что в 100ку не входят,то не выдающиеся?
    Мне нравиться Куба(№109хотя Вы ее тут немножко пожурили,как клон:))и др.не входящие в сотку и не нравилься Пуэрто Рико,Агрикола,Тигр и Ефрат-игры из первой десятки.Я один такой?=)

    ОтветитьУдалить
  13. Степень выдающности - это наше собственное субъективное, хотя и не взятое с потолка, мнение - которое, естественно, может не совпадать с вашим. Мы не претендуем на безусловную истину, а исходим из того, что всегда интересно узнать чужое мнение об интересующем предмете - после чего необходимо составить мнение собственное. ;) Рейтинг bgg мы при этом учитываем, но не более того. В обзорах мы и пытаемся проаргументировать нашу оценку, в коротких комментариях же это не всегда выходит. Более того, рассуждая о играх, в которые мы не играли, мы вполне можем ошибаться - и будем рады исправить мнение об игре к лучшему или худшему, если представится возможность испробовать ее на деле.

    Исходя из этого, мы на сегодняшний день считаем, что Куба и Агрикола - игры не выдающиеся, а Тигр и Ефрат и Пуэрто-Рико - выдающиеся. :) (Хотя по поводу Кубы есть миллион мнений, и немало игроков от нее просто в восторге). А объяснить, почему мы считаем так, а не иначе, и есть задача наших обзоров - в двух словах об этом не расскажешь, надо еще играть и играть.

    Ничего себе! Вы используете brettspiele-report? А еще какие-нибудь немецкие страницы?

    ОтветитьУдалить
  14. Кстати, лично я считаю выдающейся игрой, например, Schrille Stille (820е место bgg) - и с этим мнением я практически одинок. Но это дело личных предпочтений. :)

    ОтветитьУдалить
  15. Пользуюсь.Там где есть перевод на английский.И
    еще http://www.gamepack.nl, только не уверен немецкий он ресурс или нет.
    http://www.cosimshop.de/ - инет магазин,который для себя недавно открыл.Там можно заказать Бомбей,Small World и даже Cuba - El Presidente...

    ОтветитьУдалить
  16. вот вам самые нужные ссылки в немецком интернете:
    http://www.brettspielsuche.de/ (поиск игры в немецких инет-магазинах, название игры вводите слева вверху и нажимайте на ссылки в таблице)
    http://sunsite.informatik.rwth-aachen.de/luding/ (поиск рецензий) :)

    ОтветитьУдалить
  17. Я еще не побывал.Но думаю что по приорити майл сейчас работают многие!=)
    Спасибо за ссылки.

    ОтветитьУдалить
  18. А сами какой из инет магазинов предпочитаете из всех этих?-http://www.brettspielsuche.de/

    ОтветитьУдалить
  19. в таком случае попробуйте еще
    magnus-spiele.de
    milan-spiele.de
    www.magierspiele.de
    там цены вроде бы получше

    ОтветитьУдалить
  20. milan-spiele,
    amazon.de,
    magnus-spiele,
    buecher.de - в основном, вот эти
    везде смотрите ANGEBOTE - игры с уценкой, порой любопытные имеются

    ОтветитьУдалить
  21. milan-spiele.de еще знаю...
    Кстати о Кейлюсе.Я думал об его приобретении, но хорошо что не купил.Такая "тяжелятина" для нашей компании не пойдет, любим филеры, а не брейнбёрнеры.Да ивремя нужно много.
    Я подумываю о Caylus Magna Carta, как вы о ней отзоветесь?

    ОтветитьУдалить
  22. слышал, что это неплохое переложение Кайлюса в карточную игру - причем не сказать, что много потерявшее от его сложности. ни в коем случае не филер, игровое время не сильно меньше оригинала.

    ОтветитьУдалить
  23. пожалуй, вашей компании можно с легкой душой посоветовать Small World и предостеречь от Бомбея :)

    ОтветитьУдалить
  24. из первых отзывов.
    Small World - это улучшенная реинкарнация Vinci, очень хорошей иры, а Bombay - попытка Ystari повторить успех Yspahan-а в области семейных игр - но на форумах игра восторга не вызывает.

    ОтветитьУдалить
  25. Ок,буду иметь ввиду!;)Взялся за перевод Финки(кстати,что значит название этой игры?).
    Тема игры вроде бы понятна(сбор фиников,миндаля и т.д.),но к чему там эта ветряная мельница ума не приложу!Привык к ому,что тема игры логична...
    Думаю что игра должна подкупить хорим балансом и жесткой конкуренцией!=)

    ОтветитьУдалить
  26. Насколько я слышал, Finca - это усадьба, поместье (исп.) Речь идет о выращивании фруктов на Майорке. :) Кстати, по секрету скажу, что финку мы отрецензируем в самое ближайшее время.

    ОтветитьУдалить
  27. Игроки становятся фермерами Майорки пытающимися собрать урожай типичных фруктов Средиземноморного острова: фиги, миндали, маслины, апельсины, виноград и лимоны. Игроки продают собранные фрукты в районах острова. Фрукты, требующиеся в районах, постоянно меняются во время игры. Игроки зарабатывают победные очки за счет этих продаж. Победитель - игрок с большинством победных очков в конце игры.
    Будем ждать рецензию;)

    ОтветитьУдалить
  28. Говорят, что (относительно) свежая игра Уве Розенберга - Le Havre - содержит в себе элементы Кайлюса. А Вы играли уже в Гавр? Если да, то можете провести сравнительную характеристику?)

    ОтветитьУдалить
  29. генеалогия тут скорее такая: Агрикола - развитие идей Кайлюса, а Ле Хавр - развитие идей Агриколы. А Агрикола нам после одной партии скорее не подошла, поэтому и к Хавру отношение нстороженное, но при случае поиграем.

    ОтветитьУдалить